Рэнкинг (от англ. to rank — ранжировать) — это упорядоченный список объектов, например - компаний или регионов, ранжированный на основе одного или нескольких показателей. Для составления рэнкингов могут использоваться как исходные статистические \ отчетные показатели (например, расходы компаний на охрану окружающей среды или ВРП регионов), так и индексы – интегральные показатели, рассчитанные на основе специально разработанных формул.
Отраслевые рэнкинги Фонда призваны повысить социально-экологическую ответственность бизнеса через:
- содействие экологической открытости и ответственности компаний ведущих секторов российской экономики;
- проведение независимой и объективной сравнительной оценки крупнейших компаний добывающих отраслей – в соответствии с перечнем экологических критериев;
- формирование отраслевых бэнчмарков;
- поддержку эффективного механизма для диалога между общественностью и бизнесом.
В основе отраслевых рэнкингов Фонда лежит ряд базовых принципов:
- расчет проводится на основе публичных данных компаний;
- методика расчета ежегодно обсуждается с представителями бизнеса и другими заинтересованными сторонами и публикуется на сайте Фонда;
- на этапе первичной оценки показателей компаний предусмотрена обратная связь, чтобы дать возможность компаниям раскрыть недостающую информацию или скорректировать технические ошибки;
- итоги рэнкинга и профиль компаний публикуется на сайте Фонда. На основании открыто опубликованных методики и показателей любой желающий может провести собственную верификацию, что повышает объективность и независимость рэнкинга;
- рэнкинги проводятся ежегодно, что позволяет анализировать состояние отрасли в динамике.
Основные отличия рэнкингов и рейтингов:1.
Принцип составления. В рейтингах предполагается отдельная оценка каждого объекта, а в рэнкингах — сравнение объектов между собой и ранжирование их в списке. Таким образом, рейтинг может быть присвоен единственному объекту, а для составления рэнкинга необходимы два и более объекта.
2.
Источник информации. Как правило, в рейтингах используются публичные данные и непубличная информация, предоставленная объектом оценки в ходе взаимодействия с составителем рейтинга (чаще всего в этой роли выступают рейтинговые агентства), а в рэнкингах — только публичные данные.
3.
Представление результатов. В случае рейтингов результатом оценки объекта, как правило, является числовая или буквенная рейтинговая шкала (например, AAA или A1), а в рэнкингах объектам присваивается место в ранжированном списке (1 место, 2 место и т.д.).