Полуостров Камчатка. Бюджет - 1 750 000 руб. Сроки выполнения – 12 месяцев.
Сохраняем ключевые сезонные стоянки куликов - дальних мигрантов на Восточноазиатско-Австралазийском пролётном пути, чтобы поддержать популяции большого песочника, исландского песочника, анадырского малого веретенника, новосибирского малого веретенника и дальневосточного кроншнепа.
Пролетные пути мигрирующих птиц складывались тысячелетиями. Их маршруты зависят не только от мест зимовки и гнездовий, но и от наличия подходящих стоянок на пути, где пернатые странники могут отдохнуть и найти пищу. Помимо этого, маршруты проложены птицами так, чтобы весенняя и осенняя миграции проходили с наименьшими затратами энергии. Восточноазиатско-Австралазийский пролётный путь является одним из самых протяжённых в мире. Он простирается от зоны тундр – от Таймыра до Аляски – на севере, до побережья Австралии и Новой Зеландии на юге. Этот путь используется для сезонных миграций многими видами и подвидами куликов, занесенными в Красную книгу России: большим песочником, исландским песочником, анадырским малым веретенником и дальневосточным кроншнепом.
Эти виды куликов во время сезонных миграций преодолевают огромные расстояния и, чтобы добраться до конечной точки маршрута, устраивают во время перелета длительные остановки. Во время стоянок они отдыхают, питаются и восстанавливают силы для продолжения путешествия. Значимую часть рациона этих куликов, в том числе на сезонных стоянках, составляет бентос (растительные и животные организмы) в приливно-отливных зонах морских побережий, поэтому от состояния стоянок и кормовой базы на них зависит судьба птиц.
В чем проблема?
Жизнь пернатых странников, способных преодолеть тысячи километров, трудна и опасна. При этом у птиц, преодолевающих большие расстояния на пролетном пути встречается больше опасностей, чем у птиц с короткими миграционными маршрутами: их сезонные стоянки могут стать непригодными из-за деградации природных ландшафтов или из-за истощения кормовой базы после промыслового вылова моллюсков. С 1978 по 2000 гг., по данным секретариата Конвенции по мигрирующим птицам, численность почти половины всех видов перелетных птиц сократилась, а 4 % видов исчезли полностью.
На Восточноазиатско-Австралазийском пролётном пути резкое снижение численности птиц-дальних мигрантов происходит с начала 90-х годов – сильнее всего сократилась популяция куликов. К примеру, численность большого песочника упала втрое с начала 90-х годов. По мнению экспертов, эти виды куликов наиболее уязвимы в местах своих сезонных стоянок, расположенных на побережье Охотского моря, полуострове Камчатка, острове Сахалин. Сезонные стоянки куликов практически не изучены, поэтому конкретные причины сокращения их популяции неизвестны. При этом в Охотском море пока нет особо охраняемых природных территорий, которые бы защищали крупные сезонные остановки, с которых начинается летне-осенняя миграция.
Разработка и внедрение комплексных мер по охране куликов и мест их крупнейших сезонных концентраций, необходимых для выживания этих видов птиц.
Что будем делать?
Во-первых, обобщим существующие материалы о состоянии крупнейшей сезонной стоянки куликов на полуострове Камчатка, в первую очередь на морской литорали Охотского моря в районе устья рек Хайрюзова-Белоголовая и Морошечная*.
Во-вторых, проведем научную экспедицию по изучению и кольцеванию птиц на морской литорали Охотского моря в районе устья реки Хайрюзова-Белоголовая, чтобы исследовать миграционные остановки куликов на западном побережье полуострова Камчатка*.
В-третьих, на основании исследования и полученных в экспедиции данных актуализируем видовой состав, численность и ее динамику, а также основные угрозы для нескольких видов куликов – большого песочника, исландского песочника, анадырского малого веретенника, новосибирского малого веретенника и дальневосточного кроншнепа. В результате будут определены наиболее ценные местообитания и места концентраций куликов на Восточноазиатско-Австралазийском пролётном пути.
В-четвертых, разработаем меры по охране ключевых местообитаний куликов и передадим профильным ведомствам и другим заинтересованным сторонам.
* В дальнейшем для достижения устойчивого природоохранного результата проект будет масштабироваться на другие территории, где находятся важные сезонные стоянки куликов.
Возможности для бизнеса
Реализация проекта вносит вклад в достижение глобальных целей устойчивого развития ООН: ЦУР 14, ЦУР 15, ЦУР 17.
Мы приглашаем ответственный бизнес поддержать проект. Напишите нам, чтобы узнать подробности.