Зачем ESG бизнесу: модный тренд или реальная польза?

Отвечает Михаил Бабенко, эксперт по устойчивому развитию фонда «Природа и люди»
В XXI веке аббревиатура ESG слышится довольно часто. Особенно часто иностранными буквами хвалится крупный бизнес, пиарщики и экоактивисты. Поэтому вокруг аббревиатуры сложилось достаточно много недопонимания. Одни считают, что это дорогостоящая игрушка для огромных корпораций, другие видят в ESG модный тренд и исключительно PR, а для кого-то – это скрытая благотворительность. Так что же это такое, в чем заключается концепция ESG и есть ли от него реальная польза природе и обществу?

Что такое ESG?

Все достаточно просто и понятно. ESG – это Environmental, Social, and Corporate Governance, или, если перевести на русский – Окружающая среда, Общество, Корпоративное управление (ОСОКУ). По сути, это ответственное ведение бизнеса. И, пожалуй, важным фактором этого подхода является ответственность: перед своими сотрудниками, перед клиентами и партнерами, перед обществом и природой.

Уже давно понятно, что ресурсы небесконечны. Речь идет и о природных ресурсах, и о людях, которые в компаниях работают, которые зависят от деятельности компаний, и о лояльных потребителях. Конечно, для небольших компаний, возможно, это менее заметно или воспринимается через призму «ну, а что мы можем сделать, особенно по сравнению с нефтяными компаниями», разве что дать денег на благотворительность. И если компания задается вопросом «а что мы можем сделать?», то наступает возможный переломный момент – от «бизнес как обычно» к «я же могу сделать больше».

Что же можно сделать?

Наверное, самым очевидным и простым вариантом является благотворительность – можно перечислить средства в какой-нибудь природоохранный или социальный фонд, который профессионально занимается экологическими и социальными вопросами.

Другой путь дает возможность личного участия – это корпоративное волонтерство: собраться с коллегами и очистить от мусора берег речки или в природный парк. Можно провести на природе мероприятие для пенсионеров, или выгулять собак в приюте. Вариантов много. Это важные и правильные истории, если они осмысленные и имеют реальный экологический или социальный эффект, а не просто информационный шум и активность ради PR.

Не PR, а помощь природе

Но что, если подняться еще на ступень выше? Что если компания начинает смотреть на то, какие ресурсы она использует, как эти ресурсы можно использовать более эффективно (возможно даже получится снизить затраты?), какое воздействие компания оказывает на окружающую среду и местные сообщества (может обратить отходы в доходы? Или придумать новые сервисы для жителей дома, где находится моя пекарня? Может, вместе с другими компаниями помочь парку, который рядом, и туда, наконец, прилетят птицы и приживутся белки?). Это первые шаги к ESG трансформации компании.

ESG \ ОСОКУ дает новый взгляд на то, что бизнес – это больше, чем «про деньги», точнее, это про то, как можно быть в гармонии с природой и обществом, оставаясь успешным в долгосрочной перспективе, а не зарабатывать, уничтожая здесь и сейчас. А там и новый радостный клиент появится и будет помогать делать мир лучше.

Как начать?

Надо признать, что вопросы охраны окружающей среды и решение социальных вопросов – это не самые простые вопросы, и требуют, зачастую, специальных знаний. Ситуация усугубляется такими историями, как гринвошинг и информационный шум. И окружающая среда, и социальные вопросы, и взаимодействие с обществом – это огромный мир, в котором на ранних стадиях могут помочь сориентироваться организации, которые специализируются на этих вопросах. Например, фонд «Природа и люди» имеет огромную экспертизу как в реализации проектов по охране дикой природы, так и в снижении экологического следа компаний. Можно начать с благотворительных проектов, понять, что это, как реализуются, какой эффект. Затем посмотреть на собственный экологический след и начать искать вместе с экспертами способы его снизить. Здесь важно понять, что снижение экологического следа и инвестиции в природный капитал – это возможность снизить риски для своей деятельности и, зачастую, найти новые возможности – ресурсы, которые можно переработать, а не добывать; новые сотрудники, на которых раньше не обращали внимания; новые ниши потребителей, которым не все равно, и многое-многое другое.

Вывод

ESG – это не благотворительность.

ESG – это система, позволяющая сделать бизнес, в первую очередь, ответственнее: к окружающей природе, к сотрудникам и клиентам, которые в этой природе живут.

ESG управление позволяет сделать бизнес выгоднее не через инструменты продаж и маркетинга, а через отношение к окружающему миру и обществу.

Сегодня все еще есть компании, исповедующие лозунг «после нас хоть трава не расти», но тех, кому не безразличны общество и природа в том месте, где они работают, становится все больше. За этим людьми и компаниями – будущее!