Парижское соглашение по климату: зачем оно и как к нему пришли?

Почти 200 государств мира, все крупные страны, сегодня являются участниками Парижского соглашения. Многие слышали про изменение климата, однако далеко не все знают о договоренности, которая влияет на жизнь большей части человечества. Как же родился главный мировой климатический документ и в чем его суть?

Немного истории

Еще в конце XIX в. было высказано предположение, что сжигание ископаемого топлива изменит климат Земли. Даже провели некоторые оценки, сильно занижавшие аппетиты человечества на использование угля, газа и нефтепродуктов. В середине XX в. экспериментально был обнаружен рост концентрации СО2 в атмосфере, а в 60-70-х гг. советские ученые сделали расчеты влияния роста СО2 на более, чем на 50 лет вперед, и они оказались верны. Однако это были гипотезы, а экспериментальных данных не хватало.

С ростом научных данных в сер. 80-х гг. Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде создали уникальный орган – Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) призванную обобщать всю научную информацию. В составе группы работали советские, а потом и российские ученые. После первого же доклада МГЭИК было решено разработать Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК).

Первые документы

Рамочную конвенцию об изменении климата приняли в 1992 г. Ее целью было не допустить такого антропогенного влияния на климат Земли, которое сказалось бы негативно на сельском хозяйстве и устойчивом развитии человечества в целом. Вначале казалось, что это возможно. Поэтому в 1997 г. был принят Киотский протокол (КП) РКИК. Он сводил работу конвенции к снижению выбросов СО2 и других парниковых газов в развитых странах. Важно понимать, что ни Китай, ни другие развивающиеся страны в то время еще не начали свое бурное экономическое развитие.

С течением времени научные гипотезы и расчеты подтвердились реальными измерениями. Изотопный и другие методы доказали, что рост концентрации СО2 в атмосфере на 80-90% идет из-за сжигания ископаемого топлива. Оставшиеся проценты вызваны уничтожением тропических лесов. Ученые обнаружили одновременное повышение температуры верхних слоев (несколько сотен метров) всех океанов. Именно это – глобальное потепление. Важно понимать, что мировой океан в энергетике климата планеты существенно превосходит атмосферу. Одновременно с этим стала снижаться температура нижней стратосферы. Это напрямую указывало на утолщение парниковой «пленки». Изменилась и сама климатология, превратившись из описательной дисциплины в физику атмосферы и океана. Стало ясно, что парниковый эффект ведет к увеличению и усилению опасных метеоявлений: волн жары, аномальных осадков и засух, штормов и ураганных ветров.

Киотский протокол позволил накопить опыт международных проектов по снижению выбросов парниковых газов. Их было более 5000 по всему миру, а в России - около 100. Однако он показал, что страны не готовы к выполнению обязательств по выбросам, равно как и не готовы к глобальному «углеродному» рынку, где должны были бы торговать единицами снижения выбросов, достигнутыми в результате той или иной деятельности. Стало ясно, что КП недостаточно и нужно разработать совершенно новый документ. Им стало Парижское соглашение (ПС).

Парижское соглашение

К 2015 г. уже понимание проблемы было более ясным. Во-первых, растущее негативное антропогенное воздействие на климат стало признанным научным фактом. Во-вторых, необходимость адаптации стала очевидной. В-третьих, все признали, что слабым и уязвимым странам требовалась коллективная помощь. Без нее они не могли ни адаптироваться, ни встать на путь низкоуглеродного развития. В итоге получилось Парижское соглашение о помощи развивающимся странам. Согласно документу, около 40 наиболее развитых государств брали на себя роль обязательных доноров, а другие более 150 стран стали получателями помощи. Однако, стоит отметить, что есть и небольшое число добровольных доноров - без обязательств, в частности, Россия.

Соглашение не идеально, но выполняется. Обещанные в Париже средства для развивающихся государств – 100 млрд. долларов в год есть, хотя на этот уровень вышли с опозданием на несколько лет. Конечно, на каждой конференции РКИК и ПС не обходится без споров, однако почти все они сводятся к финансам. Страны едины в понимании сути антропогенного влияния и его опасности, необходимости скорейшего решения проблемы изменения климата. В то же время, насчет выделения и расходования средств у них часто разные взгляды. Развивающимся государствам нужны гранты на адаптацию сельского и водного хозяйства, здравоохранение и решение социальных проблем. Развитые страны и международные банки предпочитают кредиты на низкоуглеродное развитие. Эти проблемы постепенно решаются и, несмотря на возникающие трудности, страны продолжают совместную работу и ищут новые эффективные пути решения проблем.

Обязывает ли Парижское соглашение снижать выбросы?

В ПС нет обязательств стран по выбросам, также как и нет квот. Главное – иметь определяемые на национальном уровне цели, называемые «вкладами в достижение ПС». При этом их невыполнение влияет только на имидж страны. Широко известно, что Соглашение призывает удержать глобальное потепление на уровне 1,5-20С (имеется в виду средняя за год приповерхностная температура воздуха по сравнению с XIX веком). Однако это лишь заявление. Еще в Париже было ясно, что это нереально и уровень 1,50С будет превышен лет через 15 или даже раньше.

Страны игнорируют необходимость снижения выбросов?

Конечно, нет. Просто они негласно выбрали выход на «отметку» негативных явлений, соответствующую примерно 2,50С и сделать это во второй половине века. В 2021 г. все крупные страны заявили о своих сроках достижения углеродной нейтральности. Проще говоря, пообещали снизить выбросы до таких величин, которые бы компенсировались поглощением СО2 лесами и другими экосистемами. ЕС, США, Япония и ряд других стран назвали таким сроком - 2050 год. Китай, Россия, Бразилия, Саудовская Аравия, ЮАР, Казахстан и многие другие - 2060 год, Индия – 2070 год. При этом почти все заявили, что намерены достичь нейтральности на своей территории, используя глобальный углеродный рынок лишь как вспомогательное средство.