Изобретения VII века: устойчивое развитие, фарфор, зубная щетка

Сегодня довольно часто можно услышать, что устойчивое развитие и ответственное ведение бизнеса – новация западных компаний второй половины ХХ века, которая была поддержана [1] Римским клубом в 1972 г. и Декларацией об ответственном ведении бизнеса ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) [2] в 1976 г. Однако, если внимательно взглянуть в историю, то можно с удивлением обнаружить, что ESG – это многовековое явление.
Рассказывает Михаил Бабенко, эксперт по устойчивому развитию фонда «Природа и люди»:
Итак, когда же появились первые примеры ESG в бизнесе и предпринимательской деятельности? Например, начать можно с VII века и исламских финансов – это практика ведения банковских, кредитных и сберегательных операций в соответствии с исламским правом. Принципы исламского (партнерского) финансирования исключают: ссудные проценты; виды деятельности, связанные с азартными играми и тотализаторами; виды деятельности, связанные с производством или продажей алкоголя, продукцией из свинины, с предприятиями, загрязняющими окружающую среду; сделки, предполагающие любую неопределенность (как в классическом страховании, в инвестициях в фьючерсы и инструменты с нефиксированным доходом) [3]. Сделки и торговля, основанные на принципах исламского финансирования проводились от Гибралтара и до Китайского моря. Однако даже сейчас, в XXI веке, эти Принципы можно встретить в крупных федеральных банках страны.

К слову, Россия также имела в истории прекрасные примеры ответственного ведения бизнеса в успешных компаниях. Одним из первых примеров ответственного лесопользования в России была практика, внедренная промышленниками Строгановыми. Потомков великой династии русских помещиков и промышленников иногда называют родоначальниками «правильного лесного хозяйства» [4]. Проблемы с нерачительным использованием лесов отмечалась задолго до практик Строгановых [5], однако именно они, чтобы компенсировать последствия своей промышленности, занялись интенсивным восстановлением лесов Урала на Билимбаевской даче (лесничество). Строгановы внедряли практики ухода за лесами, что обеспечивало более быстрый рост лесов, а также создали бригады по мониторингу и борьбе с пожарами. Местные жители называли их «огневщиками». Билимбаевская дача получала высокую оценку Дмитрия Ивановича Менделеева, посетившего Билимбай в июле 1899 года с инспекционной поездкой по заданию Правительства Николая II.

Другой пример из российской истории — ювелир Павел Овчинников (1830-1888) [6]. Его ведение бизнеса было революционным для своего времени. Да и сегодня его подходы к работе с персоналом можно было бы отнести к передовым практикам, которые применяются далеко не во всех компаниях. Он одним из первых понял ценность человеческого капитала, поэтому создавал условия для профессионального развития: предоставлял бесплатное общежитие, горячие обеды, просторные помещения для работы, медицинское обслуживание. Овчинников одним из первых открыл профессиональную художественную школу для своих ювелиров рядом с фабрикой. Он считал, что коллектив должен быть единым, и всячески поощрял взаимодействие и сотрудничество между работниками. Принципы ответственного ведения бизнеса помогли Овчинникову вывести свою фирму в дореволюционной России в конкуренцию с Карлом Фаберже. С 1865 г. фирма стала штатным поставщиком двора цесаревича Александра (будущего императора Александра III) и получила высочайший статус «придворной». Фабрика Овчинникова являлась законодательницей ювелирной моды и считалась, с точки зрения организации, крупнейшим торгово-производственным предприятием того времени.

Для многих устойчивое развитие и ответственное ведение бизнеса, а также трансформация бизнес-процессов для целей, которые выходят за рамки получения прибыли – это что-то совершенно революционное и непонятное. Но оказывается, что этим практикам не одна сотня лет. Во все времена бизнес находил причины и инструменты для ведения этичного бизнеса, который создавал дополнительные выгоды для общества и минимизации ущерба для природы, при этом не в ущерб прибыли и перспективам развития. Это хороший повод поискать в истории мотивы предпринимателей, которых так часто сегодня не хватает.
Если ваш бизнес тоже готов трансформироваться, улучшаться и становиться ответственным перед обществом и природой, но нужна профессиональная помощь природоохранных экспертов, то вам сюда - https://naturepeople.ru/consulting